Параллельная работа генераторов постоянного тона
Обычно на каждом двигателе современного самолета или вертолета устанавливают один-два генератора постоянного тока и один генератор переменного тока, причем для получения высокой надежности электроэнергетической системы и других преимуществ все источники электроэнергии одного и того же вида работают параллельно на общую сеть.
Генераторы постоянного тока можно включать на параллельную работу при соблюдении условий одинаковой полярности и равенства величин их напряжений.
Если параллельно работающие генераторы имеют строго одинаковые скорости вращения, то распределение нагрузки между ними определяется наклоном их внешних характеристик. На рис. 27, а показано распределение нагрузок при работе двух генераторов без регуляторов напряжения, а на рис. 27, 6 — с регуляторами напряжения. Последние обеспечивают совмещение внешних характеристик при всех режимах работы авиационных генераторов.
Однако точность регулирования напряжения существующими регуляторами невелика (разброс напряжения допускается до ±3 в). Поэтому для автоматического выравнивания напряжения
Рис. 27 Распределение нагрузок при работе двух генераторов: а — без регуляторов напряжения; б — с регуляторами напряжения |
параллельно работающих генераторов в регуляторах напряжения применяют специальную уравнительную обмотку, располагаемую на сердечнике электромагнита.
Уравнительные обмотки угольных регуляторов Wypj и №7Ур2 подключаются к зажимам калиброванных балластных сопротивлении /?6j, /?б2 (рис. 28 точки а и б).
Система регулирования в этом случае работает следующим образом. Пусть генератор Г1 нагружен больше, чем генератор Г2, т. е. II>12. Тогда падение напряжения на Rб, будет больше, чем на Rg2, т. е. IlRo1>I2Rev а потенциал точки а меньше потенциала точки б, ток нагрузки течет от массы (корпуса самолета) к минусовой клемме генератора. По цепи уравнительных обмоток от точки б к точке а потечет уравнительный ток:
I1R6i-I2R6t
2 г
где бур — сопротивление цепи уравнительных обмоток. При этом магнитодвижущая сила (м. д. с) AWyVl совпадает по направлению с м. д. с. AWaMl основной обмотки и, следовательно, сила электромагнита первого регулятора увеличивается, а напряжение VI и ток II генератора Г1 уменьшается. Во втором регуляторе процесс идет в обратном порядке, и ток 12 увеличивается. В результате уменьшается разность падений напряжений на сопротивлениях R^1 и Rc2, При равенстве балластных сопротивлений
получается
iyv =^(11-12). (1.7)
"уР
Из (3.7) следует, что при условии 11 = 12 уравнительный ток /ур будет равен нулю.
Величина балластных сопротивлений выбирается из условия, чтобы падение напряжения на них при номинальном токе не превышало 0,5 в (например, сопротивление БС-12000 составляет /?б—0,00107 олг±3%). Ввиду очень малых значений балластных сопротивлений всякое ухудшение состояния их контактов с корпусом самолета может привести к значительной неравномерности распределения токов между параллельно работающими генераторами. Поэтому при эксплуатации следует уделять особое внимание проверке состояния этих контактных соединений.
В процессе эксплуатации периодически необходимо производить настройку параллельной работы генераторов. Эту операцию производят или в полете, или сразу после полетов на земле. При этом генераторы нагружают на 40—50% от номинальной мощности и с помощью выносных сопротивлений Rr (см. рис. 28) выравнивают токи нагрузки. Напряжение при этом должно быть равно 28,5 в.